ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ.

Сначала я хотел обратить внимание на самые общие проблемы. Мы все родители и конечно беспокоимся о воспитание и развитие детей. И как все родители слегка подсели на развивающие игрушки. « Ну дайте же нам такие игрушки, что бы наши дети стали развитыми». Слегка Вас расстрою. Таких игрушек нет. Игрушку вообще невозможно рассматривать вне контекста педагогики и воспитания, вне наличия детского пространства. Можно с помощью палочек и чурочек воспитывать прекрасных детей, а можно с помощью последних достижений в инновационных игрушках воспитать слабого неврастеника или отмороженного агрессора. Термин «развивающая игрушка» появился в коррекционной педагогике, когда у лечебных детей с помощью хорошо скрытых под формой игрушки учебных пособий, развивали те или иные качества. И это был прорыв в коррекционной педагогике. Потом некоторые педагоги с кличем: «Смотрите, как это действует на лечебных детей. Давайте попробуем на обычных», начали переносить методики работы с лечебными детьми на обычных детей. Фраза «развивающая игрушка» стала удачным маркетинговым ходом и заворожила родителей. В России я наблюдаю этот процесс 22 года. На мой взгляд, планируемых родителями результатов «развивающая игрушка» не достигает. Статистика упрямая наука. Процент гениев и одаренных детей примерно одинаков во все времена. Но вреда «развивающая игрушка» приносит много. «Развивающая игрушка» значительно сократило пространство свободной игры, где в первую очередь для ребенка существуют такие переживания, как «Я сам». Скорее можно отметить некоторый регресс в подрастающих поколениях. Понятно, сегодняшнее состояние педагогики и образования не сильно способствуют развитию детей. Но тем более родителям малышей надо серьезно задумываться, как сформировать для малыша его пространство и окружение, что бы он был телесно и душевно здоров, и что бы в дальнейшем он смог успешно пройти подготовку к взрослой жизни. Любая купленная для ребенка игрушки являются ближайшим окружением ребенка и, так или иначе, оказывает на него влияние. Весь вопрос — какое??? У ребенка существует потребность в игрушках. Отберите у него все игрушки, ребенок все равно найдет, чем играть. Потребность в игре для ребенка можно сравнить с потребностью человека в хлебе и воде. Что это за потребность? Совершенно очевидно, что это душевная потребность, ведь в нормальной игре не реализуются материальные ценности. Игра для души тоже самое, что хлеб и вода для тела человека. И от того в какие игры и какими игрушками играет ребенок зависит его душевное здоровье. Как поступаем мы взрослые с этой потребностью. Отлично!!! — говорим мы. Давайте тогда с помощью этой потребности начнем помогать ребенку « …познавать мир, воспитаем патриотизм, привьем любовь к труду, научим его мыслить и пр.» Эта примерная цитата кочует по разным статьям и текстам об игрушках. Это тоже самое, как если бы мы сказали: «Вот человек, он хочет есть. Давайте мы заставим его крутить вон то колесо, ну и иногда будем кормить его. Он наверняка согласится». Так мы поступаем со своими детьми. Еще худший вариант развития детей, когда они в слишком рано получают доступ к компьютерным «игрушкам». Т.е. к игрушкам где уже прописан сценарий игры, не надо ничего воображать(компьютерная программа уже сделала это за ребенка), и сильный азарт достижения чего-то. Вдумайтесь, вместо душевного переживания и построения своего внутреннего мира игры, ребенок переживает бешеный азарт достижения результата, заданного ему программой. Вопрос для родителей: Чего развиваем??? Потребность в игрушках имеет свои временные границы. Обычно она явно проявляется в 2-3 года (до этого игрушкой является все, что попадается на глаза) и постепенно затухает к 7-9 годам. Такой небольшой временной интервал говорит в пользу потребности у детей в формировании душевной крепости с помощью игрушек. После этого наступает время учебы. Обратите внимание не до этого и не вместо этого, а после. Мне не хочется здесь приводить банальные примеры о трепетном выращивание детей и т.д. Давайте попробуем представить какими мы хотим видеть наших детей уже взрослыми. Я вряд ли ошибусь, если напишу, что большинство родителей хотят видеть своих детей успешными, твердо стоящими на ногах, готовыми справиться с любыми проблемами, имеющие свое продуманное мнение о своей работе и жизни. Какие качества для этого нужны? Формат статьи не позволяет в подробностях рассматривать все пути формирования качеств человека, поэтому я осмелюсь предложить готовый набор, тех, что в первую очередь необходимы человеку. МЫШЛЕНИЕ, ЧУВСТВА, ВОЛЯ. Мышление предполагает способность ПРАВИЛЬНО мыслить и делать выводы. Чувственная сфера формируется по мере того, как ребенок впитывает в себя религию, культуру музыки, культуру живописи, архитектуры, театра и т.д. Воля — это то на что опирается и чувственная сфера и мышление, уверенность «Я могу». Наверняка мои определения далеки от академических, но на житейском уровне понятны. Когда мы говорим о гармоничном развитии ребенка, мы фактически говорим о гармонии в соотношениях мышления, сферы чувств и воли. К сожалению, современные игрушки в основном направленны на развитие умственных способностей, а это крайне недостаточно для успешной жизни — ум лукав. Как обеспечить гармонию в воспитании этих качеств я здесь рассматривать не могу, но вот какие игрушки игры помогают их формировать, я попытаюсь показать в следующих статьях.